Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Дополнительные сведения

 

 

О правах ребёнка

Информация для родителей

Противодействие терроризму

Методические рекомендации. Детская смертность

Безопасность детям

Метод. рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних

 

 Профилактика ВИЧ/СПИДа https://yadi.sk/d/26nmTSJk3J4hPB

 

Защита персональных данных https://t.co/Hak1VGeNjc https://t.co/Gn9UX7QiOK

 

  Областная методическая служба

 

Ознакомиться с материалами ОМС можно пройдя по ссылкам:

http://www.nipkipro.ru/dlya-vas/oblastnaya-metodicheskaya-sluzhba/oblastnaya-metodicheskaya-sluzhba.html

http://pedtech.jimdo.com/методический-ресурсный-центр/

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

 

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:  «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, изучаемые соответственно
в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

 

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная  культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры.Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы исламской культуры»

Россия – наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание Пророка Мухаммада. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Столпы ислама и исламской этики. Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы буддийской культуры»

Россия – наша Родина.

Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его Учение. Буддийский священный канон. Буддийская картина мира. Добро и зло. Ненасилие и доброта. Любовь к человеку и ценность жизни. Милосердие и сострадание. Отношение к природе. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Основы буддийского Учения и этики. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийский храм. Буддийские святыни. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Священные буддийские сооружения. Буддийские ритуалы.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 Учебный модуль «Основы иудейской культуры»

Россия – наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля». Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. Исход из Египта. Получение Торы на горе Синай. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал. Молитвы и благословения в иудаизме. Добро и зло. Иудаизм в России. Основные принципы иудаизма. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией. Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"БУРАНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"

 

Рассмотрено

на заседании педагогического совета школы

 

Протокол № ______

от «____» _______ 20_____ Г.

«Утверждено»

Директор МКОУ "Бурановская ООШ"

_______________ В.Г.Извекова

 

Приказ № ___ от «____»__________20___ г.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о безотметочной системе оценивания курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

 

I.                                           Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует контроль и оценку результатов обучения по основам религиозной культуры и светской этики (далее ОРКСЭ) в 4 классе

и разработано на основе следующих документов:

·                   Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»

(Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации. 3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения. 2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся);

·                    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  образования; ГОС 2004;

·                    Методическое письмо № 1561/14-15 от 19.11.98 «Контроль и оценка ре­зультатов обучения в начальной школе»;

·                    Письмо Министерства образования России № 13-51-120/13 от 03.06.2003 года «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения»,

·                    Письмо Министерства образования России № МД-883/03 от 08.06.2011 года «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;

·                    Письмо Министерства образования России № 108-250 от 22.08.2012 года «О введении учебного курса ОРКСЭ. Методические рекомендации по организации изучения в 4-х классах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: система оценивания планируемых результатов»;

·                     Приказ №69 от 31.01.2012 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом 
Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»;

·                    Приказ Минобрнауки России № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р;

·                    Примерное положение о порядке проведения промежуточной аттестации в переводных классах ОУ;

·                    Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением правительства РФ от 10.05.2001 г. № 196;

·                    Действующие нормативные требования по оценке знаний, умений и навыков учащихся по отдельным учебным предметам и образовательным областям;

·                    Устав МОУ Бурановской ООШ.

 

1.2.  В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ», с целью повышения ответственности общеобразовательной организации за ре­зультаты образовательного процесса, за объективную опенку усвоения обу­чающимися образовательных программ каждого года обучения в общеобразо­вательном учреждении осуществляются текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся но всем реализуемым программам и формам обуче­ния.

1.3.  В соответствии с Методическим письмом № 1561/14-15 от 19.11.98 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» итоговый кон­троль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточ­но большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год.

1.4. Итоговый контроль в переводных классах осуществляется на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего об­разования, реализуемых образовательных пробами, критериев оценки соот­ветствия знаний обучающихся учебной программе данного года обучения, Ус­тава общеобразовательной организации, настоящего Положения.

1.5. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
1.6.  В 4 ,5-х классах школы система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметок.
Содержательный контроль и оценка должны отражать качественный результат процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения учеником знаний по предметам, но и уровнем его развития.
1.7. Основными принципами безотметочного обучения являются:
- критериальность - содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;
- приоритет самооценки - в учебном процессе наряду с использованием внешней оценки (словесная оценка учителя «Молодец!», «Умница!»,  взаимооценка детей) формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся - прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы).
Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.
Характеристика оценки:

·         непрерывность - с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;

·          гибкость и вариативность инструментария оценки  - в учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика естественность процесса контроля и оценки;

·          контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение.

В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

2.1.  Целью данного Положения является создание благоприятных условий, обеспечивающих его благополучное развитие, обучение и воспитание, совершенствование способов оценивания учебных достижений у обучающихся.

2.2. Задачи:

·         организовать личностно ориентированное взаимодействие учителя и детей;

·         создать условия ориентации педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями) с учетом индивидуальных способностей детей;

·         создать условия развитие самостоятельности и активности детей и формирования учебно-познавательной мотивации учащихся.

 

III. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ  БЕЗООТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

3.1. Исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д.

 3.2. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

 3.3. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение ребенка.

3.3. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио обучающихся.

3.4. Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) представляются в форме реферата, презентации или творческой работы любого вида.

3.5.  Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.

3.6. Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся. Система оценивания результатов безотметочная. По итогам года обучающийся аттестуется или не аттестуется (запись в журнале - изучено/не изучено, зачет/не зачет).

 3.7. По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.

 3.8. По ОРКСЭ домашние задания не задаются.

 3.9. По ОРКСЭ  безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.

Приложение к положению.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценивания уровня подготовки обучающихся. Оценка результатов по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

В журнале успеваемости обучающихся фиксируется следующее:

·         список обучающихся по ими выбранному модулю;

·         наименование дисциплины – [Комплексный учебный курс ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур»] (или Модуль «Основы светской этики», или Модуль «Основы православной культуры», или Модуль «Основы буддийской культуры», или Модуль «Основы иудейской культуры», или Модуль «Основы исламской культуры»).

Примечание: в квадратных скобках указано полное название предмета, где вариативным является только название модуля.  

Учащиеся должны уметь: осмысливать задачу, находить информацию, несколько вариантов решения проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, связно излагать материал, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы, анализировать собственные достижения. Формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Приложение к положению.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценивания уровня подготовки обучающихся. Оценка результатов по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

В журнале успеваемости обучающихся фиксируется следующее:

·         список обучающихся по ими выбранному модулю;

·         наименование дисциплины – [Комплексный учебный курс ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур»] (или Модуль «Основы светской этики», или Модуль «Основы православной культуры», или Модуль «Основы буддийской культуры», или Модуль «Основы иудейской культуры», или Модуль «Основы исламской культуры»).

Примечание: в квадратных скобках указано полное название предмета, где вариативным является только название модуля.  

Учащиеся должны уметь: осмысливать задачу, находить информацию, несколько вариантов решения проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное взаимодействие со взрослыми, связно излагать материал, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы, анализировать собственные достижения.

 

Приложение 1

 

Памятка для родителей (законных представителей) учащихся

о комплексном учебном курсе  «Основы религиозных культур и светской этики»

Уважаемые родители!

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 № 84-р с 1 сентября 2012-2013 учебного года комплексный учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики (далее – ОРКСЭ)», направленный на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования, введен в обязательную часть образовательной программы 4 класса в объеме 34 часов (1 час в неделю). Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.

Учеными и специалистами, привлеченными Минобрнауки РФ, разработан для школ комплексный учебный курс ОРКСЭ, включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.

Курс ОРКСЭ будет носить светский характер: у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыке, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами проработаны межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для учащихся 4 классов.

Учебные пособия для школьников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» – это комплект из 6 книг.

Учитывая возрастные возможности школьников 10–11-летнего возраста, учебные пособия по курсу нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, включают обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы.

В рамках курса ОРКСЭ подготовлены специальные книги для учителей, а также брошюры для родителей информационного характера, знакомящие взрослых с тематикой курса, его методологией, целями и задачами.

Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.

Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и заполнение заявления, в котором Вы письменно зафиксируете свой выбор. На родительском собрании Вы сможете получить ответы на все интересующие вопросы.

Отказ от изучения любого из предлагаемых шести модулей курса ОРКСЭ не допускается и рассматривается как препятствование получению Вашим ребенком общего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дата, место, время проведения родительского собрания: ______________

С уважением, администрация (наименование учреждения) ________________________

 

                                                                   Приложени 2.

   

Директору

образовательного учреждения

_____________________________________

 

Ф.И.О. родителей (законных представителей),

 

 

заявление.

 

Мы, родители (законные представители) _____________________ (Ф. И. ребёнка), учащегося «_3_» класса _МОУ Бурановской ООШ_ (наименование ОУ) из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

1.       Основы православной культуры;

2.       Основы исламской культуры;

3.       Основы буддийской культуры;

4.       Основы иудейской культуры;

5.       Основы мировых религиозных культур;

6.       Основы светской этики

выбираем для своего ребёнка изучение:

 

______________________________________________________________ (название модуля курса ОРКСЭ).

 

Дата «____» _________________ 20___ г.

 

_________________________(Ф.И.О. родителя) ____________ (подпись)

 

_________________________(Ф.И.О. родителя) ____________ (подпись)

 

 

 

 

Директор школы  __В.Г. Извекова____  (Ф.И.О.) ____________ (подпись)

 

Председатель

родительского комитета класса _Н.М. Макаренко  (Ф.И.О.) _____________ (подпись)

                                                               

М.П.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"